Миротворцы не остановят агрессию России против Украины - мнение дипломата
СНБО Украины на прошлой неделе одобрил обращение к ООН и Евросоюзу о введении на Донбасс миротворцев.
Главное препятствие в этом вопросе - право вето России в Совете безопасности.
О том, как обойти РФ, решат ли проблему Донбасса миротворцы, и какие шаги нужны Украине, чтобы остановить российскую агрессию, "Обозревателю" рассказал чрезвычайный и полномочный посол Украины, экс-представитель нашей страны в Совете по правам человека ООН, экс-первый посол Украины в НАТО Владимир Василенко.
- Представитель Украины в ООН Юрий Сергеев рассказал о том, что возможное вето России в Совбезе ООН во время голосования по вопросу введения миротворцев на Донбасс можно преодолеть. Как это можно сделать?
- В Уставе ООН есть статья 27, которая говорит о том, что государство, которое является стороной конфликта, должно воздерживаться при голосовании, если вопрос рассматривается на основании главы 6 Устава или пункта 3 статьи 52 Устава. Миротворческие операции происходят на основе главы 6, хотя в ней ничего и не сказано о миротворцах.
Таким образом, можно ссылаться на этот пункт. Но может быть разная трактовка этого пункта из-за того, что Россия не признает себя стороной конфликта. Все будет зависеть от позиции стран-членов Совета безопасности. Вопрос в том, признают ли они Россию стороной конфликта, а также в том, признают ли они российско-украинский конфликт таковым, который представляет угрозу для международной безопасности. Но парадокс заключается в том, что признание России стороной конфликта и соответствующая квалификация конфликта требует согласия всех пяти постоянных членов Совбеза ООН, включая Россию.
Поэтому я думаю, шансы применения этого пункта с целью заставить Россию не принимать участие в голосовании - очень туманны.
- Сегодня Украина рассчитывает не только на миротворцев по линии ООН, но также на полицейскую миссию ЕС.
- В этом случае права вето России нет, но такие решения принимаются консенсусом. Евросоюз, конечно, может принять решение об отправке в Украину своей миссии, которая может называться по-разному.
- То есть не должно быть существенных юридических препятствий?
-Юридических – нет, только политические. Например, кто-то скажет: "мы не согласны" – и все.
Но даже если Россия не будет применять право вето, в чем я сильно сомневаюсь, то для того, чтобы отправить миссию для поддержания мира под эгидой ООН, придется ждать несколько месяцев, возможно, полгода, пока не будут выполнены все формальности – принятие мандата, обеспечение финансирования, комплектация и т.д. А миссия ЕС могла бы быть развернута в Украине сравнительно быстро – на это необходима воля Евросоюза.
Но дело в том, что для того, чтобы любая международная миссия по поддержанию мира была эффективной, необходимо, чтобы все стороны спора дали согласие и были готовы содействовать такой миссии. Ясно как божий день, что Россия будет саботировать деятельность этой миссии – так, как она саботирует деятельность миссии ОБСЕ.
Прежде всего, такая миссия в Украине должна была бы обеспечить контроль над всем участком украинско-российской границы – тогда это имеет смысл. Но Россия заблокировала принятие резолюции о контрольных функциях миссии ОБСЕ на всех пунктах пропуска на границе еще 20 октября прошлого года.
- То есть ввод миротворцев не решает проблему?
- Нет, это не решение проблемы. Решение проблемы – в том, чтобы Украина как можно быстрее возродила свой сектор безопасности, мобилизовала свои Вооруженные силы, задействовала все мощности для производства собственного оружия. Для этого необходимо введение военного положения – чтобы вся страна, все общество понимало, где мы находимся, какой у нас враг и чего хочет этот враг – а он хочет тотального уничтожения Украины. Это первое.
Второе – Украина должна требовать – именно требовать! – от США и Великобритании как участников Будапештского меморандума предоставления ей современного оружия. На это, прежде всего должны быть направлены усилия украинской дипломатии. И третье – украинская дипломатия должна работать в направлении убеждения и США, и ЕС в отношении усиления санкций против России и ускоренное предоставление Украине финансовой помощи.
Это – необходимая триада мер. Если она будет осуществлена, это может подействовать на Россию. Все остальное на Россию не подействует. В том числе миротворцы.