Петр Порошенко решил бороться с кукловодами в ДНР и ЛНР с помощью экономики, легкого шантажа и искушений
Лозунг про «Услышать Донбасс» ничего, кроме иронии, не вызывает. Как и требования услышать Киев или Черкассы. Люди вообще плохо слышат голоса регионов. Звон монет – другое дело. Тут слух работает идеально.
Пишет на своей странице в Фейсбук политолог Кирилл Сазонов.
Петр Порошенко решил бороться с кукловодами в ДНР и ЛНР с помощью экономики, легкого шантажа и искушений. И это мудро – доброе слово и пистолет, конечно, сильнее, чем просто доброе слово, но мешочек с золотом вообще непобедим. Денежные потоки из России мельчают – там готовы платить за результат и в краткосрочной перспективе. Получить зарплату и умереть за русский мир желающих все меньше – убывают естественным путем.
Местный бизнес, хранивший до последней минуты нейтралитет, начинает звереть.
Покупательная способность падает, желающих сотрудничать из «Большой Украины» все меньше. Что могли украсть, отжать и распилить на металл – уже перевели в деньги. Кормить народ «республик» из нечестно нажитого вожди ДНР категорически не хотят – они как-то привыкли уже считать эти деньги своими. И дружба с ненавистной Хунтой вдруг стала очень актуальной. Тут президент и показал деньги. Много и сразу. Очень хитрый ход.
Понятно, что кукловоды хотят получить эти деньги в обмен на гарантии амнистии. Но есть и те, кто хотят получить эти деньги тоже, а в амнистии не нуждаются. Если суммы достаточно серьезные, то в дело вступает международный бизнес, который очень эффективно может влиять на ЕС, Кремль и Донбасс. Без заявлений, глубокой озабоченности и деклараций о всемерной поддержке мирного процесса, но быстро и эффективно. Вообще любую войну можно развязать и закончить очень быстро. Вопрос цены.
Порошенко решил, что тут мелочиться не стоит и сразу врезал из главного калибра. «Мы подготовили международную конференцию по Донбассу, которая предусматривает два направления действий. Первое – мы уже готовы (получили согласование доноров) к получению 2 млрд долларов на восстановление инфраструктуры Донбасса», - заявил он в интервью телеканала Украина. Особо подчеркнув, что очень рад, что этот телеканал пусть и не везде, но смотрят на оккупированных территориях. То есть кому надо – увидят.
То, что жители Донбасса являются гражданами Украины и нужны своей стране, Порошенко подчеркнул очень аккуратно, но несколько раз – чтобы заметили. Комментируя тезис о том, что «гуманитарная помощь – прочная цепочка, которая соединяет оккупированные территории с Украиной с помощью неравнодушных волонтеров, с помощью системных мощных компаний, таких, как, например, гуманитарный штаб Рината Ахметова», президент заявил, что «Украина в первую очередь заинтересована в том, чтобы гуманитарная ситуация на Донбассе была решена». Не Россия. Не самопровозглашенные лидеры республик. Украина.
Это были очень важные и нужные слова, которые не так понятны здесь, как в Донецке. Ни о какой тотальной поддержке русского мира в Донецке речь не идет – как не шла она и раньше. Менее 10% маргиналов сделали картинку референдума для российского ТВ, а основное население не может понять – их бросили или это временно. Им, переживающим трудные времена, очень важен каждый кусок хлеба и каждое твердое слово. Да, основную задачу по гуманитарной помощи решают волонтеры, штаб Ахметова и Красный Крест.
Президенту с политической точки зрения сейчас трудно направлять силы и средства на это направление – обвинят в поддержке сепаратистов. Но он обозначил, что люди в Донбассе для Украины – не чужие, а самые свои. И что Украина первая хочет им помочь – это было очень важно. Кому надо – услышали. Все эти сигналы Порошенко дает не тем, кто кричит «Путин – лучший лидер, а Россия – великая империя». Он дает сигналы умным. Крупному бизнесу, среднему, просто наемным рабочим или пенсионерам и студентам с мозгами. Это простой и понятный сигнал. Вас не списали. Вы нам нужны. Решим вопрос с боевиками, и все будет хорошо. Это искушение не меньшее, чем миллиарды для крупного бизнеса. А может, большее.
Два миллиарда долларов на восстановление инфраструктуры – у понимающих людей от одной этой фразы начинают слегка трястись руки и блестеть глаза. Но это еще не все. «Вторая позиция – это обеспечение инвестиций для Донбасса. Мне в мире говорят: да, господин Президент, мы готовы вместе с вами идти в Донбасс, завозить оборудование, которое было вывезено в Россию, строить заводы, которые были разрушены боевиками – делать все возможное, чтобы создать людям место работы», - говорит Порошенко. А это тоже серьезные суммы.
Миллиарды на инвестиции - это не только деньги и подряды – это перспективы. Рабочие места, возможность развивать сферу услуг и торговлю в расчете на длительную перспективу. Что может предложить Кремль в качестве альтернативы? Идею русского мира? Миллион рублями каждому полевому командиру? Истерику Киселева про коварный Запад и циничных бандеровцев? Все эти дешевые вещи даже на фоне 2 млрд долларов только на восстановление инфраструктуры жители региона могут быстро засунуть российским агитаторам в те места, до которых дотянутся. Идеи без денег не работают – особенно там, где на своем опыте убедились в их несъедобности.