Главное за неделю
12:00, 1 березня 2015 р.

Третий фронт

Главное за неделю

На минувшей неделе битва за Украину переместилась с передовой  в глубокий тыл. С тех пор, как активные боевые действия прекратились, а информационную войну временно отвлекли расстрелом лидера российской оппозиции Бориса Немцова, все внимание Кремль сосредоточил на открытии третьего фронта в Украине – экономического.

Первый удар Москва по привычке нанесла по газовой трубе. Сначала Кремль заявил, что начал подавать газ напрямую в «ДНР/ЛНР», требуя от Украины оплатить его. Потом последовали угрозы: не оплатите – перекроем газ. Причем временное прекращение Украиной подачи газа в дэнээрию из-за повреждений газопровода Путин расценил как геноцид, а свой шантаж оставить миллионы людей без газа – как бизнес. Но такая непоследовательность уже никого не удивляет.

То, что требования России являются грубым нарушением газового контракта, Путина нисколько не взволновало. Тем не менее, свое намерение заставить Украину оплачивать газ, поставляемый на неконтролируемые ею газо-распределительные станции, Кремль все-таки пересмотрел. По мнению известного российского обозревателя Юлии Латыниной, на самом деле Путина остановили не такие мелочи, как контракт (подумаешь, нарушал договоренности и посерьезнее). Его не на шутку испугала перспектива утратить как таковой газовый рынок ЕС.

«Ровно через три дня после изящного пацанского трюка с Донецком, ЕС опубликовал первый свой официальный документ по созданию европейского энергетического союза. Несмотря на то, что слово «Россия» употребляется в документе всего один раз, вся суть его заключается в том, что взбесившийся газопровод (так Латынина называет газовые поставки из России – прим.ред.) исключается из числа газовых партнеров ЕС, а таковыми становятся: Алжир, Турция, Азербайджан, Туркмения и страны Ближнего Востока, — страны с не демократическими, но вполне рациональными режимами. ЕС собирается уже в этом году подписать меморандум о строительстве Транскаспийского газопровода с Туркменией и Азербайджаном, и даже надеется на получение газа из Ирана», - написала Латынина в «Новой газете».

Безусловно, принуждение России возвратиться к условиям газового контракта, подписанного с Украиной, можно считать маленькой победой Европейского Союза и нашей страны.

Но Путин очень не любит проигрывать, а потому новый экономический удар не замедлил сказаться. На этот раз «под обстрел» попала  гривня. Причин резкого обвала украинской национальной валюты несколько. Среди основных, названных экспертами, - война, экономический спад, сокращение ВВП и «Нафтогаз Украины», который ведет расчеты с Россией в долларах, вымывая государственные валютные резервы. Однако и без русского следа здесь не обошлось. Банки с российским капиталом массово скупали доллар и выводили его из Украины. Результат – черная среда, когда курс гривны упал до 45 за «зеленый». На резкое падение гривны украинцы ответили невиданной доселе паникой. Практически во всех городах страны люди выносили из магазинов все, что под руку попадется. В Киеве начался вообще какой-то психоз, когда обезумевшие горожане грузили в тележки супермаркетов не только традиционные муку, крупы, сахар, но и горы туалетной бумаги, лавровый лист,  мыло, носки.

На такой сумасшедший спрос торговые сети ответили резко спекулятивным ростом продуктовых цен. Товар, который был завезен еще по гривне 18-20 за доллар, был тут же переоценен с двукратным увеличением чисел. Причем, что удивляло. Например, сахарозаменитель – сугубо импортный товар – в Мариуполе продавался по старой цене – 28-29 грн., а отечественный украинский сахар подскочил с 10-11 грн до 25 грн за кг. Это ли не спекуляция?

Тем не менее, мы гребли и гребли все, что попадется по руку, опустошая свои карманы и обогащая торговые сети. И ослабляя и без того ослабленную гривню.  

В общем, приходится констатировать, что по результатам недели, после  открытия третьего фронта, счет между Украиной и агрессором пока ничейный – 1:1.

Сейчас условный мячик на поле противника. Основные события воскресенья будут проходить в Москве, где в 14.00 по московскому времени должен состояться оппозиционный марш «Весна», а вместо этого пройдет траурный марш по расстрелянному в самом центре Москвы Борису Немцову.

Когда в Украине был убит журналист Георгий Гонгадзе, это стало началом  бессрочной акции протеста «Украина без Кучмы». Когда в ночь с 29 на 30 ноября беркутовцы зверски избили сотню студентов Евромайдана, на утро на Михайловскую площадь вышли десятки тысяч человек, и они не разошлись, пока преступная власть, допустившая зверства, не отступила.

Чем ответит Россия на расстрел лидера своей оппозиции? Смотрим на день сегодняшний без иллюзий, но с надеждой. С надеждой на пробуждение гражданского сознания в соседней стране. Ведь от этого очень многое зависит и в Украине.

Анна Романенко

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Путин #газ #доллар #гривня
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...