У православных сегодня праздник Медовый Спас и начало Успенского поста
Сегодня у православных христиан праздник Вынесения честных древ Животворящего Креста Господня или первый Спас. Праздник был установлен в Константинополе в ІХ веке сначала как местный, но уже в ХІІ-ХІV ст. отмечался во всех православных церквях. На Руси известен с конца ХІV века. Пишет Укринформ.
История возникновения этого праздника в Константинополе была связана прежде всего с тем, что на жаркий август приходился пик эпидемий. С целью предотвращения болезней и человеческих смертей установился благочестивый обычай совершать крестный ход, освящая улицы и дороги Крестом Господним - священной реликвией, которую ради этого выносили из царской казны. В настоящее время во время церковного богослужения крест выносится на середину храма, где происходит поклонение ему.
В этот день православная и католическая церковь поминает также и семь мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркела, их матери Соломеи и их учителя Елеазара, которые в 166 году до н.э. во времена царя Антиоха Эпифана были казнены за отказ поклоняться языческим богам. Мученическая смерть братьев Маккавеев впоследствии вдохновила Иуду Маккавея на восстание против жестокого правителя. Иуда Маккавей победил Антиоха и очистил Иерусалимский храм от греческих идолов.
В народе мученики Маккавеи трансформировались в Маковея. В древние времена на Маковея приходился последний день коллективных толок. В честь праздника в церквях служили послеобеденную службу, святили воду, мед, мак, васильки и бархатцы. Из освященных бархатцев и васильков делали отвар и купали в нем больных детей. Если у ребенка была бессонница, то освященные маковые головки клали ему под подушку. В народном знахарстве освященное маковое зернышко было действенным средством против чародейства: считалось, что этим маком нужно посыпать дом, и тогда все ведьмовские хитрости исчезнут. Также маком посыпали коров, которые отелились, чтобы телятам «не было никакой порчи». Как видим, в украинцах достаточно органично уживались древнее поверья с христианством.
С Маковея начинался двухнедельный Успенский пост - Спасовка. Этот краткосрочный пост (с 14 по 27 августа) считался в народе продолжением Великого поста - якобы святые упросили Бога, чтобы он сделал перерыв, потому что крестьяне не выдерживают его. Церковь, конечно, посвящает Успенский пост празднику Успения Пресвятой Богородицы, и называет его еще Богородичным. Он и на самом деле является строгим и приравнивается к Пасхальному, ведь Успение Богоматери - это Богородичная Пасха.
Праздник Маккавея является первым осенним праздником, с которым связывают окончание лета. Когда-то в древние времена женщины пекли постное печенье - «шулики». Его изготовляли из пшеничного теста, обливали сверху густой медовой ситой, приправленной толченым маком. Кроме того, из меда и толченого мака делали знаменитые «маковики» - вкусные украинские коржики. На Маккавея начинали улетать в теплые края ранние птицы, потому что уже «Святой Спас приготовил всего про запас - и дождь, и ветер, и холод, и тепло».