Экология в регионах: отложено до «после войны»
За всю историю Украины экология всегда оставалась второстепенным вопросом государственной политики. Внимание к проблемам окружающей среды было приковано лишь в случае реальной угрозы экологической катастрофы или какого-либо ЧП. После начала войны ситуация еще более усугубилась - финансирование экологии заметно уменьшилось. А тем временем масштабы экологических проблем в стране лишь нарастают.
Киев в дыму
В начале сентября, в результате нескольких крупных пожаров весь Киев был затянут густым смогом. Ситуация усугубилась безветренной погодой и тем, что дым не рассеивался, концентрируясь у земли. Из-за превышения ПДК вредных веществ, все школы и сады столицы были закрыты на 2 дня. Критическая ситуация продержалась в Киеве меньше недели, однако вызвала немалый резонанс.
В Одессе исчезает Куяльник
Знаменитый Куяльницкий лиман долгое время мелел, оставляя после себя соляную пустыню. С прошлого года в водоем начали закачивать морскую воду, чтобы избежать пересыхания. Однако за минувшее лето лиман снова измельчал.
По мнению экологов, проблема заключается в чрезмерном количестве дамб на реке Большой Куяльник. Также тут происходит неконтролируемая добыча песка, из-за которых водоносные горизонты опустились гораздо ниже уровня верховья лимана. Сегодня соляная пустыня, которая осталась на месте лимана, уничтожает сельскохозяйственные угодья, поскольку соль разносит ветром.
Днепропетровский оползень
В Днепропетровске из-за сложных грунтов и отсутствия ливневых канализаций время от времени случаются оползни. Например, 17 августа в одном из районов города, на территории АТК произошел провал грунта глубиной в 10 метров. Несмотря на то, что площадь “ямы” составила 560 метров, никто не пострадал.
Однако Днепропетровск помнит и масштабные трагедии, связанные с этим явлением. Крупный оползень произошел 6 июня 1997 года. Тогда на ж/м Тополь под землю полностью ушел многоквартирный жилой дом, а также школа и детский сад. Накануне прошел сильный ливень, который и спровоцировал подвижки грунтов. По официальным данным, в результате ЧП тогда погиб один человек - мужчина как раз находился в эпицентре оползня.
ФОТО_6
Бич Николаева - массовый мор рыбы
Почти каждое лето на Николаевщине фиксируют массовый мор рыбы в реках и лимане. В связи с повышением температуры в водах Южного Буга и Бугского лимана, уменьшается количество кислорода, от чего массово гибнет рыба.
Причиной гибели ученые называют "цветение" водоемов, вызванное сине-зелеными водорослями. Кроме того, в последнее время в Южном Буге повысился уровень кислотности воды. Это происходит из-за сброса неочищенных, либо плохо очищенных сточных вод. В реку попадает большое количество химических веществ - составляющих моющих средств.
ФОТО_7
В Мариуполе меткомбинат убивает море
Азовское море, занимающее когда-то первые позиции в мире по объемам улова рыбы на квадратный метр площади, сегодня переживает экологическую катастрофу. Из 40 видов промыслов рыб осталось только три — хамса (тюлька), пелингас и бычок. При этом объемы их вылова катастрофически сокращаются.
Экологи винят в этом промышленные предприятия. В Мариуполе главный загрязнитель Азовского моря — металлургический комбинат “Азовсталь” Группы Метинвест. Уникальный случай в металлургии: завод не имеет оборотного цикла использования воды. То есть он черпает воду прямо из моря, использует и, пропуская через фильтры, выпускает воду в реку, для того чтобы снова забрать новую порцию морской воды. По данным местных СМИ, “Азовсталь” не платит государству за использование водных ресурсов, поскольку украинское законодательство предусматривает плату за использование только речной воды. Такой нонсенс, как забор воды из моря, законодателями даже не рассматривался. В результате прореха в законодательстве позволяет комбинату убивать уникальное море абсолютно бесплатно.
Кроме того, шлаковые отходы, которые комбинат “Азовсталь” складирует прямо на берегу, с каждым годом все дальше уходят в море, отравляя все живое вокруг.
В Кривом Рогу река окрасилась в бордовый цвет
В начале июня в Кривом Роге река Саксагань приобрела яркий буро-красный оттенок в "Дубовой роще". Тут на прилегающей к реке территории расположены здание насосной станции и отстойники шахты “Родина”. Причиной изменения цвета реки стала авария на трубопроводе, из-за чего загрязненные шахтные воды попали в отстойники и далее в реку. Возможный объем загрязненных вод по официальной версии компетентных служб составил 700 куб. м, а по версии Общественного союза “Экологический совет Криворожья” - 24 тыс куб. м. Воды Саксагани используются местным населением для хозяйственных нужд.
Под Львовом не могут разобраться с большой свалкой мусора
Наиболее масштабной экологической проблемой Львовской области является Грибовицкая свалка. Расчетный срок эксплуатации полигона уже давно вышел. За годы независимости Украины разобраться со свалкой обещал практически каждый львовский мэр и практически каждый председатель Львовской ОГА. Впрочем, только в августе 2015 началась рекультивация, которая предусматривает четыре этапа. Но свалку все равно закроют еще не скоро.
На Донбассе
Для Донбасса экологические проблемы были “на грани” еще до военных действий и, к счастью, до этого времени они не получили какого-либо выхода в виде техногенных катастроф. Можно вспомнить несколько "громких" экологических страшилок. Прежде всего, горловский "Стирол", на котором якобы в любой момент от попадания снарядов мог вспыхнуть аммиак. Позднее выяснилось, что весь аммиак был заранее вывезен с предприятия. Правда, определенной “бомбой” замедленного действия остается Горловский химический казенный завод. На его территории остается небольшое количество мононитрохлорбензола. Это химическое вещество в народе еще называют “кровяной яд”. В случае разгерметизации хранилищ это может привести к серьезным экологическим последствиям. Также на территории предприятия в воздуховодах остается большое количество чешуированного тротила.
В связи с боевыми действиями сохранялся риск взрыва на могильнике радиоактивных отходов, расположенном в том же Донецком казенном заводе химических изделий. Однако, к счастью, этого не произошло.
Как видим, экологических проблем в регионах остается немало. Описанные нами - лишь малая толика серьезных вопросов, требующих безотлагательного решения. И если продолжать откладывать их до «после войны», так может случиться, что спасать будет уже нечего.
Михаил Криволапов